Не скажу, что это очень частый вопрос, но время от времени он всплывает. Поэтому попробую высказать своё скромное мнение по этому поводу.
Чтобы максимально точно ответить на вопрос, какие запчасти захватить, для начала спросите себя: знаете ли вы, как эти запчасти менять, и для чего они нужны? То есть, если вы не разбираетесь в устройстве автомобиля, и не хотите в нем разбираться, то не озадачивайтесь, какие запчасти взять: всё равно вам это не очень поможет. Если вы более-менее понимаете что-то в автомобилях (не нужно быть профессиональным автомехаником, у которого с собой комплект ключей и изолента с проволокой, которые лечат всё), и отличаете тормозные колодки от приводного ремня, тогда с собой рекомендуется взять то, что является слабым местом вашего автомобиля. На каких-то машинах расходным материалом являются ступичные подшипники, для других нужно возить с собой что-то по рулевке: сколько марок, столько нюансов. Если вы про слабые места своего автомобиля не знаете, и сервис, где вы обслуживаетесь, не может вам четко сказать, что нужно взять с собой, то ничего и не берите.
Изучение форумов на тему того, что нужно захватить, например, путешествующему на УАЗе, может вас расстроить: там вы найдете список из 30-40 запчастей, и брать с собой их все, наверное, смысла нет. Если говорить конкретно про УАЗ, то Ульяновский автомобильный завод делает очень хорошие, функциональные автомобили. Ломаются они, возможно чаще, чем другие, но и доступ к запчастям у УАЗ намного проще, чем, скажем, у иномарок. Поэтому не зацикливайтесь на вопросе запчастей. Знаете какие-то больные места на своей машине – положите в машину, пускай ездят. Мой собственный пример: сейчас со мной ездят ступицы, потому что на моей текущей машине ступицы кончаются неожиданно, и если я еду в большое путешествие то всегда беру их с собой.
Есть ли какой-то универсальный список?
Универсального списка запчастей для всех времен и народов не существует, но я расскажу, что беру с собой вне зависимости от того, на какой машине еду. У меня всегда в машине есть набор тормозных колодок и приводной ремень. Почему именно они? Потому что на моей практике бывало, такое (не один, не два, и даже не три раза), что колодки заканчивались внезапно, а запасной комплект позволял эту проблему решить на месте. Если вы сами тормозные колодки никогда не меняли, и будете доезжать до сервиса, то важно, оказавшись в мастерской, не забыть, что новый комплект колодок уже у вас в багажнике.
Есть альтернативный вариант, которым я иногда пользуюсь. Когда вам на сервисе поменяют очередные колодки, попросите их не выбрасывать старый комплект, а выберите по 2 более-менее живые передние и задние колодки с 15-20-процентным износом. Аккуратно их заверните в стретч-пленку, чтобы не пачкались, и уберите в дальний угол машины, где не будете об них спотыкаться. Таким образом, если вдруг у вас колодка кончится где-то вдали от дома, и ближайший автосервис не сможет вам их оперативно поменять на новые, то, заменив одну из колодок, которая уже начала тереть по диску, вы всегда сможете добраться до сервиса, где вам полностью проведут замену. У меня в машине всегда лежит либо новый, либо б/ушный комплект колодок.
Еще я вожу с собой приводной ремень. Для тех, кто не знает: это ремень на двигателе, приводящий в действие генератор, гидроусилитель и разные другие узлы. Эти ремни имеют свойство иногда рваться, и при обрыве движение дальше невозможно. Если у вас недавно была замена приводного ремня по старости, не выкидывайте его (если, конечно, он не порванный), а положите куда-нибудь в дальний угол. Место он занимает минимальное, а возить с собой полезно. Я вожу. Иногда я покупаю новый ремень заранее и вожу его с собой, пока не придет время замены. Сейчас у меня в багажнике лежит новый ремень, который ездит со мной уже второй год.
Еще одна важная деталь – автомобильная камера. Понятно, что все сейчас ездят на бескамерной резине, и камера вроде как никому особо не нужна, но поверьте: в случае серьезной проблемы с колесом она может вас очень-очень выручить. Даже при большом боковом порезе, когда ремонт шины невозможен никакими средствами, наличие камеры позволит вам доехать до населенного пункта или до дома, в зависимости от того, как далеко вас застала поломка. Камера – это палочка-выручалочка для крайней ситуации, когда вы уже прокололи запаску, и вдруг случилось что-то еще.
Для небольших путешествий, на 200-300 километров от дома, или между большими городами, камера, может быть, и не нужна, так как везде есть шиномонтажи. Однако если вы собираетесь подальше, особенно в горную местность с грунтовыми дорогами, имейте в виду: в горах достаточно острые камни, и вероятность порезов и проколов весьма высока. Кто-то возит с собой 2 запаски, но, на мой взгляд, для обычных автопутешествий это излишество, а вот камера может быть полезна. Дай бог, чтобы вам она не пригодилось: купите, уберите в дальний угол и никогда не доставайте, но пускай она у вас будет.
Также в моем багажнике всегда лежит то, что называют набором юного шиномонтажника. Это жгуты и 2 инструмента, для их установки: напильник, чтобы расширить отверстие, и ручка, которой жгут заводят и устанавливают в колесо. Опять же, продается он повсеместно и никаких специальных навыков не требует. С установкой жгута может справиться любой мужчина с минимальными знаниями. Использовал я такого рода жгутики неоднократно. Понятно, что существует шиномонтаж, но до него нужно еще добраться, и зачастую такой быстрый ремонт позволяет сэкономить время, нервы и спокойно доехать до сервиса.