Как подготовить машину к путешествию

Большинство действий по подготовке автомобиля обычны и всем известны. Смысл этого текста не в том, чтобы поделиться с вами супер-секретными знаниями, а чтобы обратить внимание на многие вещи, которые все знают, но редко кто делает. Назовем его «краткий курс банальных вещей, о которых часто забывают».

Сервисная инспекция

Перед путешествием нужно загнать машину в автосервис, чтобы квалифицированные механики сделали контрольный осмотр. Сделать это важно, но необязательно. Если вы ездите на относительно свежей машине, регулярно ее обслуживаете и недавно были на ТО, великого смысла в поездке на сервис нет (если ТО не выявило каких-то особых проблем). Особенно это касается небольших путешествий, когда вы собираетесь отъехать от города на 200-300 километров, а летом, на нормально обслуженной машине, и на все 500-1000. Если же вы собираетесь в большое путешествие, причем большое именно для вас, в эмоциональном смысле, и уж тем более, если вы, скажем так, не настолько педантичны, как того требует сервисная книжка вашего автомобиля, загляните на сервис в обязательном порядке.

Я много путешествую, и 6-7 раз в год (то есть гораздо чаще, чем предписанный интервал ТО), проверяю машину перед выездом. Делаю я это не перед каждой длительной поездкой, но я уже знаю больные места своей машины (а когда не знал, то проверял, в том числе, с целью их найти), и это неоднократно помогало мне избежать всякого рода проблем в путешествии.

Аптечка

Все знают: в машине должна быть аптечка. У подавляющего большинства водителей она действительно есть, но, опять же, подавляющее большинство водителей в последний раз заглядывало в неё при покупке машины.

Проверять автомобильную аптечку надо хотя бы раз в год. Она должна храниться в достаточно быстром доступе, так чтобы не надо было ковыряться в вещах. В ней должны лежать средства первой помощи при чрезвычайной ситуации: бинты, жгуты, охладительные пакеты и т.д.: всё это проверенное, свежее, непросроченное.

Вторую аптечку мы собираем перед каждым путешествием. Не скрою, у меня этим занимается жена. В ней находятся лекарства, которые могут понадобиться в дороге. Я не говорю о лекарствах от каких-то хронических заболеваний: если они есть, вы, скорее всего, сами не забудете их взять, я говорю о стандартных историях вроде пищевого отравления или укуса насекомых.

Допустимо возить и одну аптечку, но важно, чтобы вы знали, где она лежит, и заглядывали туда чуть чаще, чем в момент покупки автомобиля. Повторюсь, я регулярно сталкиваюсь с ситуациями, когда у людей аптечка есть, но толку от этого практически никакого.

Огнетушитель

Огнетушитель должен быть в доступе и заправлен. Никто из нас не строит планы тушить свой автомобиль; тем не менее, машины загораются, и не только из-за неисправности топливной системы или проводки. Даже если у вас абсолютно новый автомобиль из салона, в котором вы полностью уверены, что-то может пойти не так. Пример: жаркое лето, сухая трава, вы долго ехали с большой нагрузкой на двигатель, припарковались, и от выхлопной системы, которая раскалена от жары и нагрузки, загорелась трава под автомобилем. Если вы думаете, что я придумываю, то я не придумываю: это совершенно реальная история. Так бывает, и многие люди, особенно жители городов, не привыкшие думать, есть ли под ними сухая трава, которая может загореться, могут столкнуться с подобной ситуацией.

У нас был случай, когда машина задымилась уже в городе, от того, что на глушителе собрался торф, попавший туда после проезда через одну из загородных луж; он подсох и начал дымиться. Понятно, что всё потушили и дело кончилось хорошо, но к такого рода ситуациям нужно быть готовым вне зависимости от того, насколько у вас свежая машина.

Кроме того (опять же, из собственной практики), огнетушитель очень может помочь кому-то на дороге. Держите огнетушитель заправленным и знайте, где он лежит; дай Бог, чтобы он вам не пригодился, а вы смогли кому-то оказать помощь.

Аптечка и огнетушитель обязательны в любой машине, и не только в путешествиях. К сожалению, люди очень часто забывают, зачем они нужны, и возят их исключительно для сотрудников ГИБДД, которые на моей памяти уже много лет про них не спрашивают.

Буксировочная стропа

Этот предмет я рекомендую иметь в любой машине, которая путешествует, даже не очень далеко. Стропа занимает не очень много места, ее можно убрать подальше, чтобы не мешалась (нет смысла держать ее посреди багажника), но желательно, чтобы в машине она была.

Перед покупкой буксировочной стропы я рекомендую тщательно поискать в Интернете и почитать отзывы на разные марки. Я не буду сейчас делать рекламу конкретным брендам (хотя, в принципе, есть кого похвалить, и в России они хорошо представлены). Однако я неоднократно сталкивался с ситуациями, когда люди достают компактную красивую упаковочку на молнии, в ней лежит буксировочная стропа с крюками, купленная на заправке, сверху гордо написано: «3 тонны», но стропа рвется при первой же минимальной нагрузке. Поэтому, чтобы не возить с собой что-то бесполезное, подойдите к покупке стропы с некоторым вниманием.

Покупать ли динамику, или просто буксировочную стропу – зависит от вашего выбора и задач. Если вы сейчас не поняли, о чем я сказал (динамика или стандартная), значит вам нужна простая буксировочная стропа, которая гарантированно выдержит вес вашего автомобиля. Опять же: не пригодится вам – может быть, поможете кому-то на дороге. Это довольно обычная ситуация, которая у меня случается пару раз в год: помогаем достать машину, улетевшую с дороги.

Дорожная тройка

Еще один пункт, понятный и всем известный, но об который часто спотыкаются: домкрат, баллонный ключ и буксировочный крюк. Про домкрат все, по крайней мере, знают, где он лежит, но очень часто владелец ни разу с момента покупки его не доставал и не смотрел, рабочий ли он, и как им пользоваться. Обычный винтовой домкрат, скорее всего, работать будет, а в случае гидравлического не помешает проверить его работоспособность, особенно если вы ни разу на своей машине домкратом не пользовались. Проверять домкрат перед каждой поездкой, нет необходимости, достаточно сделать это единожды. По крайней мере, вы будете знать, что у вас домкрат  а) есть и б) он работает.

Баллонный ключ нужен для отвинчивания гаек на колесе. Ситуация, с которой я неоднократно сталкивался: на дороге стоит машина, и водитель не может открутить колесо. Баллонный ключ у него есть (он входит в стандартную комплектацию автомобиля), но на автомобиле стоят модные-красивые, или просто нештатные литые или кованые диски, и баллонный ключ не подходит. Либо на гайку его не накинуть, потому что мешает диск, либо гайки другого размера. Убедитесь, что у вас есть баллонный ключ, вы знаете, где он лежит, и он подходит к вашим колесам.

Напоследок поговорим о буксировочном крюке. Собираясь в путешествие, вы, конечно, не планируете где-то застревать, или по другой причине буксировать свой автомобиль. Если, конечно, вы не джипер: это народ особый, они за тем и едут в лес, но сегодня речь не про них, а про автопутешествия.

Современные легковые автомобили, как правило, не имеют буксировочных проушин. У них есть заглушка в бампере, ее открывают, заворачивают в отверстие буксировочный крюк, и вытаскивают машину. Про то, что такая заглушка в бампере существует, некоторые слышали, а некоторые нет, и даже не знают, где она. Фактически её открывали и устанавливали крюк очень немногие. Частенько сталкиваюсь с тем, что люди не знают, где у них буксировочный крюк, и как его закрепить. Хорошо, если рядом есть кто-то, кто вам поможет его найти в вашей же машине (а это иногда превращается в квест). Чтобы не испытывать такого рода стресс в дороге, лучше поискать крюк и заветную заглушку заранее в спокойной обстановке.

Читайте больше

Обратная связь